"Призрак в доспехах"
"Ghost in the shell"
"Кто разумнее - сознание человека в теле машины или компьютерная программа в человеческом теле? И что вообще такое "разум"?"
2029 год, не такое уж и отдаленное будущее, насквозь пронизанное компьютерными технологиями и Сетью, венцом творения этих самых технологий. Человек уже давно переступил порог вечности, ибо теперь он не зависит от собственного бренного тела, так как все жизненно важные органы легко заменяются синтетическими, а киборги (в большинстве из которых от живого человека остался лишь мозг) являются вполне обыденным явлением. Майор Кусанаги служит в элитном полицейском подразделении "Отдел 9", и она киборг с совершенным механическим телом, но с живым мозгом внутри. И хотя с виду у нее все благополучно, на самом деле она очень часто задается вопросом - а кто она, собственно, такая, человек или машина, и если все же человек, то где критерии, по которым можно отличить человека от машины? Этот критерий - душа, дух (ghost), который есть лишь у разумных живых существ, но что если этот самый дух может быть и у машины?.. Майор Кусанаги была единственной из киборгов, задававшейся подобными вопросами до тех пор, пока их подразделение не занялось неуловимым хакером, скрывавшимся под кличкой "Puppet Master" ("Кукловод"). Этот человек (?) вламывался в сознание других людей (киборгов) и манипулировал ими (изменяя жертвам их личность и имплантируя им искусственные воспоминания) для достижения собственных криминальных целей. Преследуя преступника буквально по пятам, в какой-то момент майор Кусанаги с коллегами неожиданно пришли к шокирующему открытию, который полностью перевернул их представления о природе Сети и процессах, в ней происходящих...
"Призрак в Доспехах", как перевели название фильма наши прокатчики, суть ленты абсолютно не отражает, а точнее, безумно искажает ее, хотя и звучит эффектно. Я бы перевел фразу "Ghost In The Shell" скоре как "Дух в Оболочке" или что-то вроде этого, пусть это звучит не столь эффектно, зато ближе к истине. Фильм этот, а точнее полнометражная (85 минут) анимационная лента, "аниме", является настоящим шедевром анимации, безукоризненно выполненным на самом современном техническом уровне и совмещающим в себе как традиционную анимационную технику, так и самые передовые компьютерные технологии и графику. Конечный результат этих усилий просто потрясающ. Зачастую ловишь себя на мысли, что ты смотришь не "мультфильм", а самое настоящее кино - настолько детально проработаны мельчайшие нюансы обстановки, техники, движения и характеры персонажей. Естественно, на протяжении всего фильма звучит потрясающая музыка Кенджи Каваи (Kenji Kawai), создающая впечатляющую атмосферу жизни огромного мегаполиса будущего. Безусловно, звуковые эффекты и работа актеров озвучания также на высоте. Короче говоря, каждый из аспектов всей продукции в целом выполнен на высочайшем профессиональном уровне, что в конечном итоге вылилось в исключительный и уникальный в своем роде продукт, анимационный фильм, ставший очень важной вехой на пути развития японской анимации - Ghost In The Shell...
На самом деле, наравне с потрясающим визуальным и звуковым рядом, фильм обладает очень серьезным внутренним содержанием: это отнюдь не кибернетический боевик (хотя потрясающие action-сцены в нем, безусловно, присутствуют) "про будущее", а философская лента, поднимающая отнюдь не тривиальные проблемы, с которыми в скором времени может столкнуться человечество. Но не стоит думать, что проблемы эти лишь дело будущего - вопросы, поднимаемые в фильме, сопровождают человечество с его самого первого осмысленного шага на Земле. Кто мы? Что делает нас людьми? Простая ли мы биология или нечто большее? И если нечто большее, и у нас есть душа, то может ли быть душа и у машины? К чему приведет ускоряющееся техническое развитие общества? Каковы будут реалии будущей техногенной цивилизации?... Эти и многие другие вопросы весьма остро поднимаются в фильме, но можем ли мы получить на них полноценные ответы? Вряд ли...
Фильм, несмотря на то, что он является по форме анимационным, как и большинство японской анимации, для детей отнюдь не предназначен. Действительно прочувствовать его и понять могут только взрослые, образованные, думающие люди. Для них этот фильм будет действительно шедевром - идеальным примером единства формы и содержания, в то время как, скажем так, менее "интеллигентной" публике данная лента может показаться весьма скучной и даже затянутой - ведь "перестрелок" там минут на десять от силы, а все остальное "разговоры"...
Буквально сразу же после своего выхода на широкие экраны фильм, помимо широкого признания публики у себя на родине и за рубежом, а также нескольких, весьма престижных фестивальных наград (Fantasporto's International Fantasy Film Award и World Animation Celebration's Winner), приобрел культовый статус среди поклонников как аниме, так и серьезного кинематографа вообще. Очевидно, что став столь серьезным событием в мире кино, фильм весьма существенно повлиял на многих творческих людей в кинематографе (к примеру, на братьев Вачовски, снявших "Матрицу"), хотя и сам позаимствовал кое-что из шедевров прошлых лет - особенно сильно видны параллели с фильмом Ридли Скотта Blade Runner.

Заканчивая рецензию, хочется посоветовать всем тем, кто фильма еще не видел, немедля бежать к друзьям/в прокат/в магазин и брать себе копию Ghost In The Shell, чтобы насладиться одним из самых впечатляющих и качественных аниме последнего десятилетия ушедшего от нас века, ну а те, кто фильм уже видел, я думаю, не откажутся пересмотреть его еще раз, ведь согласитесь, он того стоит!
Японское название: Ghost in the Shell.
Английское название: Ghost in the Shell.
Аббревиатура: GitS.
Формат: полнометражный фильм (1995).
Жанр: сэйнэн, киберпанк с элементами полицейского боевика...
Создатели: мангака - Сиро Масамунэ, автор сценария - Ито Кадзунори, режиссер - Осии Мамору, дизайнер персонажей - Окиура Хироюки, меха-дизайнеры - Кавамори Сёдзи и Окиура Хироюки, дизайнер оружия - Мицуо Исо, композитор - Кавай Кэндзи, студия - "Production I.G".
Сэйю: Танака Ацуко (Кусанаги), Каюми Иэмаса (Кукловод), Оки Тамио (Арамаки), Оцука Акио (Бато), Ямадэра Коити (Тогуса).
"Призрак в доспехах" получает награды

Фильм получил два главных приза Международного фестиваля анимации
(World Animation Celebration, проходит в США) 1997 года - за лучший полнометражный фильм и за лучшую режиссуру полнометражного фильма.


Дополнительная информация:


Фильм приблизительно следует событиям манги и не передает ее дух черного юмора и иронии. В частности, поэтому он не был особенно популярен в Японии. Фильм делался на английские и американские деньги, но японской командой создателей.











Ещё немного о сюжете:

На протяжении всего аниме доминирующее положение занимают две темы: первая из них - граница между видимым и реальностью, вторая - более глубокая - естественный отбор (точнее, проблема выживания и развития) в среде киборгов. Обе эти проблемы находят свое разрешение в кульминационном моменте фильма, когда Мотоко всеже удается поговорить с Puppet Master'ом.

"Puppet Master" ("Кукловод") узнал о Мотоко задолго до того, как она стала догадываться о его существовании. Он искал ее, потому что в видел в ней отражение себя, "как тело видит свое отражение в зеркале" (© Puppet Master). "Кукловод" искал Мотоко для того, чтобы слиться/объединиться с ней. Ведь киборги могут "размножаться" только копированием, а копия - всего лишь копия, она не индивидуальность. Копия киборга - это он сам на все 100%. И "размножение" таким образом ведет исчезновению любого вида, т.к. если вид не развивается, то он очень легко может стать жертвой всего одного вируса...

После "объединения" "Кукловод" с Мотоко, она сможет перенести в сеть их "потомка", который будет их симбиозом. Правда, нет никаких гарантий, что Мотоко останется самой собой, но, чтобы быть человеком, необходимо основательно измениться (здесь затрагивается вопрос связки человек - киборг); а стараться быть сами собой - значит ограничивать себя => ограничивать свое развитие. "Я подсоединен к огромной, необозримой сети, частью которой являюсь. Те, кто не может подсоединиться к ней, воспринимают ее только как свет."

В В Е Р Х

COPYRIGHT ©2005 .::. АВТОР: МАКСИМОВ ЮРИЙ.::. E-MAIL: SECTION_9@MAIL.RU

Хостинг от uCoz