Т е р м и н о л о г и я

Аниме - японская мультипликация. Главное отличие от мультипликации других стран — бОльшая часть выпускаемой продукции рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и за счёт этого имеет высокую популярность в мире.

Манга - японские комиксы. Слово «манга» придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году для серии своих гравюр.

Что такое манга и аниме?
К японской культуре как и к любой другой можно относиться по-разному, но даже самый закоренелый скептик вряд ли поспорит с тем, что такая древняя и величественная культура заслуживает внимания и уважения.

Япония - страна контрастов – удивительная и многогранная. Она, одна из немногих смогла сохранить всё великолепие древних традиций при современном уровне технического развития. Для большинства европейцев, Страна Восходящего Солнца ассоциируется с розовыми лепестками нежных цветков сакуры, белокожими стройными гейшами в ярком шелковом кимано, непобедимыми самураями, изысканными блюдами из всевозможных морепродуктов… Но это, конечно, далеко не всё. Япония – это также родина чрезвычайно популярных даже за её пределами аниме и манги. Именно этим направлениям японского искусства и посвящён данный сайт.

В основном, к аниме современная общественность относится неоднозначно. Многие, и это не секрет, считают его даже опасным для здоровья… Для любителей и ценителей аниме это не больше, чем выдумки, основанные на ограниченных представлениях об аниме . Тем не менее, всякое мнение имеет право на существование… Для людей совершенно не знакомых ни с мангой, ни с аниме, следует пояснить: манга - это японские комиксы, анимэ - это японская анимация. Сразу возникает вопрос: почему необходимо использовать специальные термины для этих понятий? Ответ прост - ни в одной другой стране мира комиксы и анимация не имеют такого огромного значения как в Японии.

Манга и аниме давно стали одной из визитных карточек Японии. Не стоит думать, что они предназначены только для детского просмотра. Более того, и манга, и аниме в большинстве своем ориентированны именно на взрослого человека, который сможет понять и осмыслить то, что пытался донести автор, оценить глубину чувств и переживаний героев…Уйти от повседневных забот и погрузиться в другой, пусть вымышленный, но прекрасный, мир – этого так не хватает при современном ритме жизни… Тем более, что аниме – лучшее лекарство от скуки и обыденности…


www.anime-live.ru


Кацусика Хокусай (1760–1849) — выдающийся японский живописец.

С четырнадцати до девятнадцати лет Хокусай работал в мастерской гравера, где тщательно изучил ремесло резьбы и, подражая рисункам заказчиков, сам стал пробовать свои силы в изготовлении гравюр. Уйдя из мастерской гравера, он поступил учеником к известному художнику Кацукава Сюнсё (1726–1793).

Одаренность и трудолюбие юноши были отмечены, он получил право на самостоятельную работу. Уже через два года гравюры молодого мастера с портретами актеров в ролях стали пользоваться большой популярностью. Однако узкие рамки, ограничивавшие спектр интересов и творческих возможностей, его не устраивали, он ушел от Сюнсё и стал независимым художником. Молодой мастер изучал китайскую и европейскую живопись, использовал опыт японских школ Тоса, Кано, Римпа. На протяжении долгого творческого пути Хокусай всегда критически относился к своим достижениям и постоянно стремился к совершенствованию, посвящая этому почти все время. Художник оставил огромное наследие — около 30 тысяч гравюр, живописных произведений, рисунков, около 500 иллюстрированных книг. Всего у него было около 50 псевдонимов, что свидетельствует, в частности, о напряженной творческой работе и упорном поиске, потому что псевдонимы, как правило, менялись с изменением стиля и характера творческой манеры.

С 1806 г. он берет имя Кацусика Хокусай, именно с ним он и вошел в историю мирового искусства. Кацусика — сельский район в предместье Эдо (старое название Токио), где родился художник. Народный дух Кацусика сопровождал его всю жизнь, куда бы ни забрасывала судьба. Хокусай говорил, что родился в 50 лет, имея в виду, что обрел зрелость мастера только к этому времени. Но и в 76 лет он не был удовлетворен достигнутым: «Моя единственная цель — стать великим художником». Он писал о том, что его «искусство будет непрерывно развиваться, и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства. В 100 лет я буду создавать картины, подобные божественному чуду...».

Хокусай работал практически во всех жанрах гравюры и широкой публике известен в первую очередь как график. Вместе с тем он создал немало живописных свитков, расписывал ширмы и выполнил несколько крупных интерьерных росписей. Одна из таких работ — яркое декоративное изображение Феникса — сохранилась на потолке храма в небольшом городке Обусэ в префектуре Нагано.

Успешно он работал и в самой малой форме ксилографии — суримоно. Хокусай до сих пор считается непревзойденным мастером этого жанра. Особенно хороши его суримоно с шутливыми стихами — кёка, которые с конца XVIII в. стали дополнять изобразительные мотивы. Его чувство юмора и изобретательность нашли в этой области блестящее применение.Хокусая часто называют пейзажистом, хотя это только одна из граней его творчества. Но именно в этой сфере наиболее значительно проявились его самобытность, философская глубина и человеческая мудрость в сочетании с высочайшими художественными достоинствами. Вместе с Андо Хиросигэ (1826–1869) он стал родоначальником жанра пейзажа в японской ксилографии.

Его пейзажи, как правило, населены простым людом, работающим, отдыхающим, странствующим, к которому художник испытывает глубокий интерес и уважение. Даже небольшим произведениям он умеет придать масштабность, даже самые незамысловатые конкретные сюжеты приобретают у него обобщающее звучание. Таковы серии — «36 видов горы Фудзи», «Путешествие по водопадам страны», «Поэты Китая и Японии», «Виды знаменитых мостов», «100 видов горы Фудзи», «Тысяча видов моря».

Книжная графика Хокусая представляет отдельную важную линию в его творчестве. Он много иллюстрировал книг кёка — как сатирического, так и лирического содержания. Именно на этом поприще началось его увлечение пейзажной темой. С начала XIX в. популярность приобрели ёмихон (книги для чтения), и Хокусай продолжил свою деятельность иллюстратора, создавая яркие, художественно-образные и увлекательные картинки, которые иногда были намного интереснее текста.

Период с 1812-го по 1836 г. отмечен в жизни Хокусая многочисленными путешествиями, во время которых он продолжал работать, делая зарисовки всего, что привлекало внимание. Так, из путевых зарисовок в 1814 г. был составлен первый том «Манга» («Книга набросков»), который затем был напечатан. Работу над этим изданием можно назвать, без преувеличения, героической. Оно состоит из 15 томов, причем последние три увидели свет уже после смерти автора. Точные, метко схваченные наброски, зарисовки свидетельствуют о том, что художнику было интересно действительно все: дорожные сценки и мифологические сюжеты, архитектура и одежда, разные типы людей, трав, цветов, деревьев, фиксация разнообразных поз и движений и т.д. Они предназначались главным образом для молодых художников — как учебное пособие, но привлекли внимание широкой публики и принесли известность автору.

Андо Хиросигэ (1797–1858) — один из крупнейших японских графиков.

Хиросигэ родился в Эдо в семье мелкого самурая Андо Гэнэмона. Благодаря раннему обучению иероглифической письменности Токутаро (первое детское имя художника) также хорошо разбирался в свойствах бумаги, кисти и туши — основных материалов восточной живописи.

Первая картина «Гора Фудзи в снегу», сохранившаяся до наших дней (Музей Сантори, Токио), написана художником в десятилетнем возрасте. Ему было четырнадцать лет, когда он стал учеником Тоёхиро, основателя школы Утагава.

В шестнадцать лет Андо торжественно вручают документ, подписанный рукой Тоёхиро. Отныне он мастер гравюры — Утагава Хиросигэ. Принятая им фамилия Утагава официально объявляет его художником знаменитой школы. Имя же свой первый иероглиф заимствовало из имени Тоёхиро, учителя художника, а второй входил составной частью в имена предков художника по мужской линии.

Хиросигэ еще в течение многих лет работает у Тоёхиро, копируя его произведения и пробуя свои силы и мастерство в различных жанрах укиё-э.

В основе ранних работ Хиросигэ — реальные события, сценки, подсмотренные на улицах.

Второй этап творчества ознаменован появлением пейзажных гравюр. Первую выпущенную в 1825 г. серию «Восемь видов Оми», посвященную красоте озера Бива, расположенного в провинции Оми, Хиросигэ изображает, не покидая Эдо. Следующая серия «Десять видов Восточной столицы», выпущенная через два года, посвящена родному городу художника — Эдо.

Затем художник полностью сосредотачивает свое внимание на пейзажах и сериях жанра катёга («цветы и птицы»). Одним из наиболее известных является лист «Воробьи над покрытой снегом камелией» из серии в 25 гравюр.

В августе 1832 г. художник проходит всю восточно-приморскую дорогу — Токайдо. Результатом путешествия явилась выпущенная им большая серия пейзажных гравюр «Пятьдесят три станции дороги Токайдо», положившая начало расцвету его творчества.

Следующий период творчества Хиросигэ во многом отличен от предыдущего. Он часто меняет место жительства, совершает неоднократные, довольно длительные путешествия по стране, но при этом совсем не создает больших пейзажных серий. Большую часть времени он посвящает иллюстрированию книг с сатирическими стихами.

В последнее десятилетие своей жизни художник не расстается с любимыми темами пейзажей Токайдо и Эдо, изображая их на отдельных гравюрах, веерах, в книгах. Хиросигэ создает серию «Тридцать шесть видов горы Фудзи». В эти же годы художник обращается к изображению причудливых скал, пещер, водопадов, ущелий и переправ через них. Своей последней пейзажной серии, состоящей из трех триптихов, Хиросигэ дал старое поэтическое наименование «Снег, луна, цветы». В течение трех последних лет жизни Хиросигэ постепенно выходили гравюры его самой большой серии — «Сто видов Эдо».

Хиросигэ умер от холеры в 1858 г. шестидесяти двух лет от роду. Он был похоронен в храме Тогакудзи в районе Асакуса (Эдо) — там, где были погребены его родители.

Пейзажи Хиросигэ наряду с произведениями Хокусая сделали гравюру укиё-э ведущим видом искусства первой половины ХIХ в.




Камбара. Вечерний снег. Гравюра Хиросигэ из серии "Пятьдесят три станции дороги Токайдо" 1833-1834 г.


М а н г а
В В Е Р Х
COPYRIGHT ©2005 .::. АВТОР: МАКСИМОВ ЮРИЙ.::. E-MAIL: SECTION_9@MAIL.RU

Хостинг от uCoz